Как правильно отрегулировать систему питания на ГАЗ-53: пошаговая инструкция для двигателя ЗМЗ-53

ГАЗ-53 – легендарный грузовик, который до сих пор служит верой и правдой на дорогах нашей страны. Однако, как и любой автомобиль, он требует периодического технического обслуживания, в том числе настройки системы питания.

Правильно отрегулированная система питания двигателя ЗМЗ-53 обеспечивает оптимальную работу мотора: экономичный расход топлива, плавную работу на холостых оборотах, а также достаточную мощность.

В этой статье мы подробно рассмотрим процесс настройки системы питания ГАЗ-53. Вы узнаете, как проверить и отрегулировать карбюратор К-135, как проверить и отрегулировать систему зажигания, а также как правильно настроить двигатель в целом.

Полученные знания позволят вам самостоятельно обслуживать свой ГАЗ-53 и продлить срок его службы.

Устройство системы питания ГАЗ-53

ГАЗ-53 комплектовался двигателем ЗМЗ-53, оснащенным карбюраторной системой питания. Она работает по принципу смешивания топлива и воздуха в определенных пропорциях, которые затем поступают в цилиндры двигателя.

Основным элементом системы питания является карбюратор К-135. Он отвечает за подачу топливно-воздушной смеси в двигатель. В состав карбюратора К-135 входят:

  • Поплавковая камера, регулирующая уровень топлива
  • Система холостого хода, отвечающая за работу двигателя на холостых оборотах
  • Система ускорительного насоса, обеспечивающая быстрое обогащение смеси при резком нажатии на педаль газа
  • Система экономайзера, позволяющая экономить топливо при движении на средних и высоких оборотах

Помимо карбюратора, система питания включает в себя топливный насос, топливные фильтры, топливопровод, воздушный фильтр и впускной коллектор.

Правильная работа системы питания ГАЗ-53 обеспечивает:

  • Экономичный расход топлива
  • Плавную работу двигателя на холостых оборотах
  • Быстрый отклик на педаль газа
  • Оптимальную мощность двигателя

Регулярное техническое обслуживание системы питания (проверка уровня топлива в поплавковой камере, регулировка холостых оборотов, очистка карбюратора и топливных фильтров) продлевает срок службы ГАЗ-53 и позволяет избежать неприятностей на дороге.

Карбюратор К-135

Карбюратор К-135 – это сердце системы питания ГАЗ-53. Он отвечает за точное смешивание топлива и воздуха, которое впоследствии поступает в цилиндры двигателя. От правильной работы карбюратора зависит экономичность, мощность и стабильность работы двигателя.

Чтобы понять, как настроить карбюратор, нужно разобраться в его устройстве.

К-135 состоит из нескольких основных элементов:

  • Поплавковая камера – регулирует уровень топлива в карбюраторе. Она представляет собой герметичный резервуар, в котором находится поплавок, соединенный с игольчатым клапаном. Когда уровень топлива в камере понижается, поплавок опускается, открывая клапан и позволяя топливу поступать в камеру.
  • Система холостого хода – обеспечивает стабильную работу двигателя на холостых оборотах. Она включает в себя воздушную и топливную системы холостого хода, которые регулируют количество воздуха и топлива, поступающего в двигатель при минимальной нагрузке.
  • Система ускорительного насоса – обеспечивает быстрое обогащение топливно-воздушной смеси при резком нажатии на педаль газа. Она состоит из насоса, который впрыскивает дополнительную порцию топлива в впускной коллектор, что позволяет ускорить разгон автомобиля.
  • Система экономайзера – позволяет экономить топливо при движении на средних и высоких оборотах. Она работает за счет частичного перекрытия воздушного канала при увеличении скорости движения автомобиля, что снижает расход топлива.

Правильная работа карбюратора К-135 – залог эффективной работы двигателя ЗМЗ-53. Регулярная проверка и настройка карбюратора обеспечат экономичность и надежность эксплуатации ГАЗ-53. Официальный сайт Кафе ресторан Встреча в Уфе

Основные элементы карбюратора

Карбюратор К-135, установленный на ГАЗ-53, состоит из множества элементов, каждый из которых играет свою роль в обеспечении правильного смешивания топлива и воздуха.

Вот ключевые элементы карбюратора К-135:

  • Поплавковая камера – это резервуар, в котором хранится топливо перед подачей в двигатель. Внутри камеры находится поплавок, который соединен с игольчатым клапаном. Когда уровень топлива понижается, поплавок опускается, открывая клапан и позволяя дополнительному топливу поступать в камеру.
  • Игольчатый клапан – регулирует подачу топлива в поплавковую камеру. Он открывается и закрывается под действием поплавка, обеспечивая поддержание определенного уровня топлива в камере.
  • Система холостого хода – регулирует количество топлива и воздуха, поступающего в двигатель на холостых оборотах. Она включает в себя воздушную и топливную системы холостого хода, которые обеспечивают стабильную работу двигателя при минимальной нагрузке.
  • Система ускорительного насоса – впрыскивает дополнительную порцию топлива в впускной коллектор при резком нажатии на педаль газа. Это позволяет быстро увеличить мощность двигателя и обеспечить плавное ускорение.
  • Система экономайзера – снижает расход топлива при движении на средних и высоких оборотах. Она работает за счет частичного перекрытия воздушного канала при увеличении скорости движения автомобиля.
  • Диффузор – устройство, которое смешивает воздух и топливо. Он создает разрежение, которое втягивает воздух в карбюратор и обеспечивает правильное смешивание топлива и воздуха.
  • Жиклеры – маленькие отверстия, которые регулируют поток топлива в карбюраторе. От размера жиклера зависит количество топлива, поступающего в двигатель.

Все эти элементы работают в тесной взаимосвязи, обеспечивая оптимальную работу системы питания ГАЗ-53.

Регулировка уровня топлива в поплавковой камере

Правильный уровень топлива в поплавковой камере – залог стабильной работы карбюратора К-135 и оптимальной мощности двигателя ЗМЗ-53.

Если уровень топлива слишком высокий, то двигатель будет работать с перебоями, а расход топлива увеличится. Если уровень топлива слишком низкий, то двигатель может заглохнуть при резком ускорении.

Вот как отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере:

  1. Снимите крышку поплавковой камеры.
  2. Проверьте состояние поплавка и игольчатого клапана. Они должны быть чистыми и не иметь дефектов.
  3. Установите поплавок в верхнее положение. Он должен быть параллелен основанию поплавковой камеры и не касаться стенок камеры.
  4. Измерьте расстояние от верхней точки поплавка до края поплавковой камеры. Это расстояние должно быть в пределах 8-10 мм.
  5. Если расстояние не соответствует норме, то отрегулируйте его, изгибая язычок поплавка.
  6. Соберите карбюратор и запустите двигатель.
  7. Проверьте работу двигателя. Он должен работать плавно и без перебоев.

Если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться к специалисту.

Важно отметить, что уровень топлива в поплавковой камере зависит от модели карбюратора и может отличаться от указанных значений. Поэтому перед регулировкой уровня топлива необходимо проконсультироваться с инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Настройка холостых оборотов

Холостые обороты – это количество оборотов коленвала двигателя в минуту при неработающем газовом педале. Правильно настроенные холостые обороты обеспечивают плавную работу двигателя, стабильный запуск и экономичный расход топлива.

Если холостые обороты слишком низкие, то двигатель может заглохнуть при включении дополнительных потребителей энергии, например, фар или печки. Если холостые обороты слишком высокие, то двигатель будет работать с повышенным расходом топлива, а также может вызвать повышенный износ деталей двигателя.

Вот как настроить холостые обороты на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53:

  1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
  2. Найдите винт регулировки холостых оборотов на карбюраторе К-135. Он обычно располагается на корпусе карбюратора и обозначен буквой “ХХ”.
  3. Ослабьте контргайку на винте регулировки холостых оборотов.
  4. Поверните винт регулировки холостых оборотов против часовой стрелки, чтобы увеличить количество топлива, поступающего в двигатель.
  5. Проверьте холостые обороты на тахометре. Оптимальные холостые обороты для двигателя ЗМЗ-53 составляют 650-750 об/мин.
  6. Если холостые обороты слишком высокие, то поверните винт регулировки холостых оборотов по часовой стрелке, чтобы уменьшить количество топлива, поступающего в двигатель.
  7. Затяните контргайку на винте регулировки холостых оборотов.
  8. Проверьте работу двигателя. Он должен работать плавно и без перебоев.

Важно отметить, что указанные выше значения холостых оборотов являются оптимальными для стандартного двигателя ЗМЗ-53. Если в двигателе были произведены какие-либо изменения, например, установлена турбина, то холостые обороты могут отличаться. В этом случае необходимо проконсультироваться с инструкцией по эксплуатации автомобиля или специалистом.

Система зажигания

Система зажигания на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 играет ключевую роль в обеспечении работы двигателя. Она отвечает за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах, что приводит к рабочему ходу поршня и вращению коленвала.

Система зажигания ГАЗ-53 является бесконтактной, то есть в ней отсутствует механический прерыватель тока. Она состоит из следующих элементов:

  • Трамблер – устройство, которое распределяет искру на свечи зажигания в правильном порядке. Он включает в себя распределитель искры и датчик угла опережения зажигания.
  • Коммутатор – электронное устройство, которое преобразует низковольтный ток от датчика угла опережения зажигания в высоковольтный ток для свечей зажигания.
  • Катушка зажигания – индуктивное устройство, которое преобразует низковольтный ток от коммутатора в высоковольтный ток для свечей зажигания.
  • Свечи зажигания – устройства, которые создают искру для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах.
  • Датчик угла опережения зажигания – устройство, которое определяет угловое положение коленвала и отправляет сигнал коммутатору для формирования искры в нужный момент.

Правильная настройка системы зажигания обеспечивает плавную работу двигателя, оптимальный расход топлива и максимальную мощность.

Основные элементы системы зажигания

Система зажигания ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 – это сложный механизм, который отвечает за воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя.

Она состоит из нескольких ключевых элементов:

  • Трамблер – устройство, которое распределяет искру от катушки зажигания на свечи зажигания в нужной последовательности. Он включает в себя распределитель искры и датчик угла опережения зажигания.
  • Коммутатор – электронное устройство, которое преобразует низковольтный ток от датчика угла опережения зажигания в высоковольтный ток для свечей зажигания. Он управляет формированием искры и обеспечивает ее надежную работу.
  • Катушка зажигания – индуктивное устройство, которое преобразует низковольтный ток от коммутатора в высоковольтный ток для свечей зажигания. Она создает сильное магнитное поле, которое индуцирует высокое напряжение на выходе катушки.
  • Свечи зажигания – устройства, которые создают искру для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Они установлены в головке блока цилиндров и создают искру между двумя электродами.
  • Датчик угла опережения зажигания – устройство, которое определяет угловое положение коленвала и отправляет сигнал коммутатору для формирования искры в нужный момент. Он определяет оптимальное время для воспламенения топливно-воздушной смеси в зависимости от скорости движения двигателя.

Правильное функционирование каждого элемента системы зажигания необходимо для бесперебойной работы двигателя ЗМЗ-53 ГАЗ-53.

Проверка системы зажигания

Проверка системы зажигания ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 – важный этап в техобслуживании автомобиля. Она помогает выявить неисправности, которые могут привести к нестабильной работе двигателя, увеличению расхода топлива и снижению мощности.

Вот как проверить систему зажигания:

  1. Проверка искры – самый простой способ проверить систему зажигания. Для этого необходимо отсоединить высоковольтный провод от свечи зажигания и приблизить его к массе (например, к блоку цилиндров). Затем попросите помощника завести двигатель. Если между проводом и массой проскакивает искра, то система зажигания в порядке.
  2. Проверка напряжения на свечах зажигания – более точный способ проверить систему зажигания. Для этого необходимо использовать вольтметр. Подключите вольтметр к высоковольтному проводу и заведите двигатель. Напряжение на свечах зажигания должно быть в пределах 10-15 кВ.
  3. Проверка сопротивления катушки зажигания – необходимо использовать омметр. Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания должно быть в пределах 0,5-1 Ом, а сопротивление вторичной обмотки – в пределах 8-10 кОм.
  4. Проверка датчика угла опережения зажигания – необходимо использовать осциллограф. Сигнал датчика угла опережения зажигания должен быть четким и стабильным.
  5. Проверка коммутатора – необходимо использовать тестер. Коммутатор должен исправно переключать ток от датчика угла опережения зажигания к катушке зажигания.

Если при проверке системы зажигания обнаружены неисправности, то необходимо их устранить перед дальнейшей эксплуатацией автомобиля.

Регулировка зажигания

Правильная регулировка зажигания на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 обеспечивает оптимальную работу двигателя, экономичный расход топлива и максимальную мощность.

Неправильно настроенное зажигание может привести к нестабильной работе двигателя, увеличению расхода топлива, снижению мощности и даже к повреждению двигателя.

Вот как отрегулировать зажигание на ГАЗ-53:

  1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
  2. Найдите метки на шкиве коленвала и на корпусе трамблера.
  3. Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого необходимо повернуть коленвал так, чтобы метка на шкиве коленвала совпала с меткой на корпусе трамблера.
  4. Отпустите контргайку на трамблере.
  5. Поверните трамблер по часовой стрелке или против часовой стрелки до тех пор, пока бегунок трамблера не будет направлен на первый контакт распределителя искры.
  6. Затяните контргайку на трамблере.
  7. Запустите двигатель и проверьте его работу.
  8. Если двигатель работает нестабильно или с перебоями, то необходимо отрегулировать установку зажигания еще раз.

Важно отметить, что регулировка зажигания – довольно сложная процедура, которая требует определенных навыков и знаний. Если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться к специалисту.

Пошаговая инструкция по настройке двигателя ЗМЗ-53

Настройка двигателя ЗМЗ-53 на ГАЗ-53 – это комплексный процесс, который включает в себя регулировку карбюратора, зажигания и других систем. Правильно настроенный двигатель работает плавно, экономично и мощно.

Вот пошаговая инструкция по настройке двигателя ЗМЗ-53:

Подготовка к регулировке

Перед тем, как приступить к регулировке двигателя ЗМЗ-53 на ГАЗ-53, необходимо подготовить несколько вещей:

  • Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Оптимальная температура охлаждающей жидкости для регулировки двигателя – 80-90 градусов Цельсия.
  • Подготовьте инструменты. Вам понадобятся:
    • Гаечные ключи разных размеров
    • Отвертка
    • Тахометр
    • Стробоскоп
    • Тестер
  • Обеспечьте безопасность. При работе с двигателем необходимо соблюдать основные правила безопасности:
    • Выключите зажигание.
    • Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора.
    • Не работайте с двигателем в непроветриваемом помещении.
    • Используйте защитные очки и перчатки.

После того как вы подготовили все необходимое, можно приступать к регулировке двигателя ЗМЗ-53.

Регулировка карбюратора

Регулировка карбюратора К-135 на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 – важный этап в настройке двигателя. От правильной работы карбюратора зависит экономичность, мощность и стабильность работы двигателя.

Вот пошаговая инструкция по регулировке карбюратора:

  1. Проверьте уровень топлива в поплавковой камере. Он должен быть в пределах 8-10 мм.
  2. Регулировка холостых оборотов. Найдите винт регулировки холостых оборотов на карбюраторе К-135. Он обычно располагается на корпусе карбюратора и обозначен буквой “ХХ”. Ослабьте контргайку на винте регулировки холостых оборотов. Поверните винт регулировки холостых оборотов против часовой стрелки, чтобы увеличить количество топлива, поступающего в двигатель. Проверьте холостые обороты на тахометре. Оптимальные холостые обороты для двигателя ЗМЗ-53 составляют 650-750 об/мин. Если холостые обороты слишком высокие, то поверните винт регулировки холостых оборотов по часовой стрелке, чтобы уменьшить количество топлива, поступающего в двигатель. Затяните контргайку на винте регулировки холостых оборотов.
  3. Регулировка качества смеси. Найдите винт регулировки качества смеси на карбюраторе К-135. Он обычно располагается на корпусе карбюратора и обозначен буквой “Q”. Ослабьте контргайку на винте регулировки качества смеси. Поверните винт регулировки качества смеси против часовой стрелки, чтобы обогатить смесь. Проверьте работу двигателя. Он должен работать плавно и без перебоев. Если двигатель работает с перебоями, то поверните винт регулировки качества смеси по часовой стрелке, чтобы обеднить смесь. Затяните контргайку на винте регулировки качества смеси.
  4. Проверьте работу двигателя. Он должен работать плавно и без перебоев.

Важно отметить, что регулировка карбюратора – довольно сложная процедура, которая требует определенных навыков и знаний. Если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться к специалисту.

Регулировка зажигания

Регулировка зажигания на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 – ключевой этап в настройке двигателя. Она обеспечивает оптимальное воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах, что позволяет двигателю работать плавно, экономично и мощно.

Вот пошаговая инструкция по регулировке зажигания на ГАЗ-53:

  1. Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ). Для этого необходимо повернуть коленвал так, чтобы метка на шкиве коленвала совпала с меткой на корпусе трамблера.
  2. Отпустите контргайку на трамблере.
  3. Поверните трамблер по часовой стрелке или против часовой стрелки до тех пор, пока бегунок трамблера не будет направлен на первый контакт распределителя искры.
  4. Затяните контргайку на трамблере.
  5. Запустите двигатель и проверьте его работу.
  6. Если двигатель работает нестабильно или с перебоями, то необходимо отрегулировать установку зажигания еще раз. Для более точной регулировки можно использовать стробоскоп.

Важно отметить, что регулировка зажигания – довольно сложная процедура, которая требует определенных навыков и знаний. Если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться к специалисту.

Проверка работы двигателя

После того, как вы отрегулировали карбюратор и зажигание на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53, необходимо проверить работу двигателя.

Вот на что нужно обратить внимание:

  • Стабильность работы на холостых оборотах. Двигатель должен работать плавно и без перебоев.
  • Отклик на педаль газа. Двигатель должен быстро и плавно реагировать на нажатие на педаль газа.
  • Мощность. Двигатель должен развивать достаточную мощность для движения автомобиля.
  • Расход топлива. Двигатель должен работать экономично, без чрезмерного расхода топлива.
  • Наличие посторонних шумов. Двигатель не должен издавать посторонних шумов, например, стуков, свиста или скрежета.

Если при проверке работы двигателя вы обнаружили какие-либо неисправности, то необходимо их устранить перед дальнейшей эксплуатацией автомобиля.

Правильная настройка системы питания на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53 – это залог ее бесперебойной работы и экономичной эксплуатации.

В этой статье мы рассмотрели подробную инструкцию по регулировке карбюратора и зажигания на ГАЗ-53.

Важно отметить, что регулировка системы питания – это довольно сложная процедура, которая требует определенных навыков и знаний. Если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться к специалисту.

Однако, если вы готовы потратить время и усилия на изучение этой темы, то вы сможете самостоятельно настроить систему питания на своем ГАЗ-53 и сэкономить на услугах автомеханика.

Для удобства восприятия информации предлагаем таблицу с основными параметрами двигателя ЗМЗ-53, установленного на ГАЗ-53.

Параметр Значение Единицы измерения
Рабочий объем двигателя 4,65 л
Мощность 115 л.с.
Крутящий момент 280 Н·м
Число цилиндров 8 шт
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 110 мм
Степень сжатия 6,5
Тип топлива Бензин А-76 или АИ-92
Система питания Карбюраторная
Тип карбюратора К-135
Система зажигания Бесконтактная транзисторная
Тип свечей зажигания А11
Зазор в свечах зажигания 0,8-0,95 мм
Холостые обороты 650-750 об/мин
Угол опережения зажигания 4-6 град.
Максимальная скорость 90 км/ч
Расход топлива 20-25 л/100 км
Объем багажника 5,2 м3
Грузоподъемность 4,5 т
Снаряженная масса 3,6 т

Используйте данные таблицы для сравнения характеристик двигателя ЗМЗ-53 с другими моделями двигателей и для определения оптимальных параметров регулировки системы питания ГАЗ-53.

Для наглядного сравнения характеристик двигателя ЗМЗ-53, установленного на ГАЗ-53, с другими популярными моделями двигателей предлагаем сравнительную таблицу.

Параметр ЗМЗ-53 ЗИЛ-130 ЯМЗ-236 КамАЗ-740
Рабочий объем двигателя 4,65 л 5,55 л 11,15 л 10,85 л
Мощность 115 л.с. 150 л.с. 240 л.с. 210 л.с.
Крутящий момент 280 Н·м 350 Н·м 882 Н·м 784 Н·м
Число цилиндров 8 8 8 8
Диаметр цилиндра 100 мм 108 мм 130 мм 120 мм
Ход поршня 110 мм 110 мм 120 мм 120 мм
Степень сжатия 6,5 6,5 16,5 15,5
Тип топлива Бензин А-76 или АИ-92 Бензин А-76 или АИ-92 Дизельное топливо Дизельное топливо
Система питания Карбюраторная Карбюраторная Система прямой впрыск Система прямой впрыск

Как видно из таблицы, двигатель ЗМЗ-53 – относительно немощный и небольшой по объему. Однако он отличается простотой конструкции и доступностью запчастей, что делает его популярным выбором для владельцев ГАЗ-53.

Для сравнения, двигатель ЗИЛ-130 имеет большую мощность и крутящий момент, что делает его более подходящим для тяжелых грузов. Двигатели ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 – это дизельные двигатели, которые отличаются высокой экономичностью и мощностью.

Выбор двигателя зависит от конкретных задач и условий эксплуатации автомобиля.

FAQ

Мы собрали часто задаваемые вопросы о регулировке системы питания на ГАЗ-53 с двигателем ЗМЗ-53.

Как часто нужно регулировать систему питания на ГАЗ-53?

Рекомендуется проверять и регулировать систему питания не реже одного раза в год или через 10 000 км пробега.

Как узнать, что система питания нуждается в регулировке?

Признаки неисправности системы питания:

  • Нестабильная работа двигателя на холостых оборотах
  • Плохой отклик на педаль газа
  • Увеличение расхода топлива
  • Снижение мощности двигателя
  • Дымоход из выхлопной трубы
  • Трудности с запуском двигателя

Можно ли самостоятельно отрегулировать систему питания на ГАЗ-53?

Да, отрегулировать систему питания на ГАЗ-53 можно самостоятельно, но для этого необходимо иметь определенные навыки и знания.

Где можно купить запчасти для системы питания на ГАЗ-53?

Запчасти для системы питания на ГАЗ-53 можно купить в специализированных магазинах автозапчастей или на интернет-площадках.

Какие ошибки чаще всего допускают при регулировке системы питания на ГАЗ-53?

Наиболее распространенные ошибки:

  • Неправильное установление угла опережения зажигания
  • Неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере
  • Неправильная регулировка холостых оборотов

Как проверить работу двигателя после регулировки системы питания?

Проверьте работу двигателя на холостых оборотах, отклик на педаль газа, мощность двигателя, расход топлива и наличие посторонних шумов.

Что делать, если после регулировки системы питания двигатель работает не стабильно?

Если двигатель работает не стабильно, то необходимо проверить правильность регулировки карбюратора и зажигания. Также необходимо проверить состояние свечей зажигания, воздушного фильтра, топливного фильтра и других элементов системы питания.

Если вы не можете самостоятельно устранить неисправность, то обратитесь к специалисту.

VK
Pinterest
Telegram
WhatsApp
OK
Прокрутить наверх